История города Шу

Тип статьи:
Авторская

Основа сегодняшнего города Шу была заложена в 1928 году в связи со строительством Турксибской железнодорожной магистрали. До этого момента здесь, кроме аула Тогай, не было населенных пунктов. Таким образом, появилась станция Чу и другие железнодорожные предприятия, ставшие на служение людям.
Стали отовсюду приезжать и обосновываться рабочие-железнодорожники, строители и другие специалисты. Вначале они жили в двухосных вагончиках. Постепенно по обе стороны железнодорожной линии стали строиться жилые лома, административные здания. На территории бывшего НГЧ-13, нынешнего ТОО «Комир сервис Ю и К», стоял грузовой вагон. Это был первый железнодорожный вокзал, основной вокзал был построен в 1932 году. После старое здание было снесено, а на его месте появился нынешний вокзал
В 1929 году было открыто паровозное депо — основа железной дороги. Вначале оно представляло собой камышитовый сарай, предназначенный для осмотра паровозов. Основа нынешнего депо была заложена в 1933-1935 годах. Несмотря на тяжелые условия развития, коллектив этого предприятия к 1935 году стал одним из лучших на Турксибе.
В 1929 году был образован Шуский поселковый совет. В его состав вошли станции и разъезды, расположенные между Шокпаром и Аспарой и был избран первый председатель поссовета.
В 1931 году были сданы в эксплуатацию железнодорожная поликлиника и больница на 50 мест. Если основа нынешней школы имен Абая (бывшая № №32, 307) была заложена в 1927 году, то казахская школа имени Ы.Алтынсарина (бывшая №№ 62,308) была построена в 1938 году. До этого русская и казахская школы располагались в одном здании.
А в 1934 году силами общественности и учащихся школ был заложен парк железнодорожников, построено здание клуба, который ныне называется «Синема парк».
В 1928 году был создан леспромхоз, находившийся в стороне от железнодорожной станции, который стал называться «Коскудукским», как и расположенный вокруг него населенный пункт. Предприятие, в основном, занималось заготовкой саксаула на территории Шу и Мойынкума. В сторону песков была протянута железнодорожная ветка протяженностью 71 километр. После она была удлинена до 360 километров, через каждые 10 километров появились станции.
В те годы образовалось учреждение Коскудукское лесное хозяйство. Его основная деятельность заключалась в охране лесов, посадке саженцев саксаула. А в 2000 году оно было преобразовано в Коскудуксксе государственное учреждение по охране лесов и животного мира. В Коскудуке первая начальная школа была открыта в 1929 году. В 1937 году она стала семилетней, а в 1939 году — средней школой.
В тридцатые годы между станцией Чу и населенным пунктом «Коскудук» был открыт Шуский базар. Он до сих пор находится на прежнем месте, только расширилась его территория.
Здесь проходила не только торговля, но многие культурно-общественные мероприятия, организовывались различные игры, айтысы. Рынок считался местом развлечений и отдыха. Например, в 1935 году был проведен незабываемый айтыс между Бармаком Мыкьтбайулы и Кенжекожой Калмырзаевым. В ходе айтыса говорилось о тяжелых последствиях голода, о необходимости укрепления взаимопонимания и дружбы, проявления терпения.
В 1931 году был открыт Шуский пункт приема зерна, который позже стал называться Шуской реалбазой. И сегодня это Предприятие, носящее название «Мукомольный комбинат». Чуть позднее были открыты ателье «Камышстрой», «Енбек».
Решением Центрального Исполнительного комитета Казахской ССР от 29 декабря 1937 года в связи с увеличением численности местного населения станция Шу стала именоваться поселком городского типа. В 1953 году была сдана в эксплуатацию железнодорожная ветка Мойынты-Шу. С этого момента бурно развивающаяся станция Шу стала называться узловой.
До этого времени двухэтажных домов было совсем мала это были здания нынешней железнодорожной полиции и два жилых дома, а также две железнодорожные школы и интернат. Те два дома были построены для учителей этих школ. Все остальные дома были барачного типа. Территория за базаром даже именовалась «Шанхаем». В то время со стороны вокзала можно было увидеть все окраины, вплоть до Коскудука. Тогай, расположенный в стороне, до сих пор не соединен с ним и городом. Раньше между ними простирался красный песок. Многоэтажные дома нынешнего микрорайона «Запад», стадион «Локомотив» строились силами Шуского отделения строительного треста «Казахтрансстрой».
В 1955 году в связи со сдачей в эксплуатацию нового тепловозного депо в железнодорожных перевозках стали использоваться тепловозы. В 1957 году депо полностью перешло на тепловозную тягу. Наряду с этим, тепловозоремонтные работы велись на самом высоком уровне в масштабах Союза. Был введен поточный метод ремонта тепловозов.
В связи с декабрьским Указом Верховного Совета Казахской ССР от 1960 года поселок железнодорожников стал городом районного значения и был избран первый председатель городского исполнительного комитета.
В 1962 году в связи с образованием Южно-Казахстанского края город Чу стал подчиняться ему. Здесь был создан производственно промышленный регион. В его состав вошли населенные пункты Аксуек, Мирный, Шатыркульский рудник, расположенные между станциями Луговая, Отар, Мынарал. Южно-Казахстанский край был реорганизован 31 декабря 1964 года.
В 1961 году был открыт Шуский ремонтно-механический завод. В 1964 году был введен в действие сахарный завод, строительство которого было начато в 1959 году. Эти неназванные заводы не смогли держаться на плаву в переходный период и были распущены. В 1964 году была открыта средняя школа Имени Г.Муратбаева.
Указом Верховного Совета Казахской ССР от 4 ноября 1965 года город Шу стал подчиняться области. Была создана система административного управления городом.
С 1 апреля 1997 года город вновь стал городом районного подчинения.В последние годы наименование и полномочия многих производственных предприятий, транспорта, учреждений оказания услуг изменились, они превратились в предприятия, учреждения, деятельность, которых осуществляется в различных направлениях рыночной экономики.

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!