Откуда пошло название «Шу»?

Тип статьи:
Авторская

Сегодня город Шу заслуженно носит звание перекрестка семи дорог. Однако это название он нес не только в наши дни. Если заглянуть в глубь истории, то можно только удивляться тому, как неожиданно всплывают различные неизвестные ранее факты, касающиеся зарождения и становления казахского этноса. А что мы знаем об истории шуской земли?
Почему река, протекающая здесь, вся долина и город носят название «Шу»? И можно ли вообще считать Шу молодым городом?
А история скрывает очень много неизведанных тайн, подобных драгоценным кладам. Однако, из-за скудности каких-либо других данных и письменных источников, мы вынуждены обратиться к научным трудам. Первым из них попавшим в руки, стала «Казахская энциклопедия», в которой мы нашли следующие сведения: «Шу – река, протекающая по территории Кыргызстана и Казахстана. Протяженность – 1186 километров. Начинается с места слияния рек Жуанарык и Кашгар, истоки которых находятся в горах Тянь-Шань.
Шу – город в Жамбылской области, железнодорожный узел. Находится в 225 километрах к северо-востоку от областного центра города Жамбыла (ныне Тараз) на берегу реки Шу. Был основан во время строительства Турксибской железной дороги, в 1937 году преобразован в поселок. Получил бурное развитие с введением в строй железнодорожной ветки Шу-Мойынты (1953 год.) с 1960 года – город районного, с 1965 года областного значения» (том 12 стр.290).
И что, из-за того, что река, берущая свое начало в Тянь-Шане, очень шумная, она и получила название Шу? Не верю!
Однажды я был свидетелем, как подобный вопрос был задан в кругу почтенных аксакалов. На что один седобородый старец ответил: «Когда-то на берегах этой реки было много камыша, сынок… А в камышах водились тигры. И когда здесь дули бураны и ветра, эти заросли камыша издавали большой шум (шу — по-казахски означает «шум»). Поэтому река и получила свое название. Откуда мне знать, ведь оно пришло к нам с древних времен...», — других версий я так и не услышал.
А так ли это на самом деле? Здесь я позволю себе усомниться, так как существуют множество источников истории древнего мира и средних веков, которые позволяют сделать это.
Свидетели древнего Шу
Если рассматривать разные исторические эпохи и различные исторические труды, то в них всегда можно найти упоминания о шуской земле. Начиная от древних греков Гомера и Геродота и заканчивая временем вхождения Казахстана в Российскую империю, многие путешественники восхищались красотой природы здешних мест, ее разнообразием и богатством.
Однако мы более пристально рассмотрим период между VІ и ІХ веками нашей эры. Первый раз термин «тюрк» (в значении Ак суек, шонжар) появился в 542 году. А в промежутке между 552-745 годами в Центральной Азии на основе союза небольших племен образовалось обширное раннефеодальное государство Тюркский каганат. Вскоре из-за внутренних противоречий это государство распалось на две части. Первая – Восточно-тюркский каганат (Центральная Азия), вторая – Западно-тюркский каганат (Центральная Азия, Жетысу, Восточный Туркестан). Центром Западно-тюркского каганата был город Суяб, расположенный на берегах реки Шу (на территории нынешнего села Трудовик Кордайского района).
Также между 940-1212 годами государство Караханидов, созданное первым тюркским мусульманином Сатук Богра-ханом, властвовало на территории от нижнего течения рек Амаударья и Сырдарья до восточного Жетысу и Кашгара. В последствии государство Караханидов владело Жетысу, Восточным Туркестаном, Шу, Таласом, Сырдарьей вместе с Мавераннахром. Центром этого государственного объединения сначала был город Кашгар, а затем город Баласагун, располагавшийся на берегу реки Шу (ныне возле села Баласагун Шуского района).
А теперь посмотрим, что писали Гомер и Геродот. Согласно их данным в V веке между Шу и Амударьей проживали скифы. Это подтверждают и данные, оставленные историками Аристеем и Птоломеем. Исследователи китайских источников (А.Бернштам, Г.Мусабаев, К.Акишев, Г.Кушаев) предполагают, что это были уйсунские племена.
Мы совершенно не напрасно считаем город Баласагун столицей Тюркского каганата и его культурным центром в древние и средние века. Здесь много поработали ученые, определившие роль этого древнего города в истории. Например, академик В.В.Бартольд считал, что он находился неподалеку от нынешнего города Токмак, что также распложен на берегу реки Шу. Однако там археологические изыскания и исследовательские работы никаких результатов не принесли. Потому что этот центр был найден в Шуском районе, недалеко от города Шу. Именно в Баласагуне родились два известнейших на Востоке человека: первый – выдающейся поэт, гениальный мыслитель, ученый, известный общественный деятель Жусуп хас Хаджиб Баласагун (Жусуп Баласагуни), а второй – великий филолог, собиратель устной литературы, ученый-исследователь, путешественник Махмуд ибн ул-Хусайн ибн Мухаммад аль-Кашгари (Махмуд Кашгари).
Таких исследователей богатой истории долин Шу и Таласа было немало. Например великий китайский историк Сыма Цянь однажды писал: «Шу – одно из больших, обширных государств, расположенное далеко к западу от Китая. Традиционным занятием его жителей, которые носят имя жунов (гуннов), является скотоводство». Ему вторит известный русский ученый Радлов: «Когда построили город Шу, городов Сайрам, Талас (Талаз), Баласагун еще не было». Почему Радлов опирался на эти исторические данные, стало известно позже.
Великий Чингисхан, завоевавший в ХІІІ веке полмира, принимая в Каракоруме послов, удивлялся красоте долин Шу и Таласа, слушая их рассказы. Побывал на шуской земле осенью 1253 года и посланник короля Франции Людовика ІХ Вильям Рубрук. После него – посол Папы римского Иннокентия ІV итальянец Плано Карпини. Кроме того, здесь побывали многие западные, российские путешественники и исследователи, которые неоднократно упоминали в своих путевых записях название «Шу».
О Шу оставил данные и наш предок, ученый Мухаммед Хайдар Дулати. В своем труде «Тарих-и Рашиди» он пишет: «… В те дни степь Дешт-и Кыпчак завоевал хан Абулхаир. Он притеснял султанов из рода Джучи. Ханы Жаныбек и Керей, бежав от него, прибыли в Моголистан. Хан Есен-буга встретил их приветливо и позволил им поселиться в западных владениях Моголистана на берегах реки Шу. Когда они стали налаживать мирную жизнь, умер хан Абулхаир (1468 год) и народ его улуса стал разбредаться. Много людей, около 200 тыс.человек, ушли к ханам Жаныбеку и Керею. Узбеки прозвали ушедших «казахами». Казахская государственность возникла в 870 году (1465-66 годы). До 940 года (1533-1534 годы) казахи правили во многих частях Узбекистана (стр. 105-106).
По словам известного ученого Дербисали, Мухаммед Хайдар Дулати свой труд «Тарих-и Рашиди» написал, примерно, в 1544-1546 годах в городе Кашмире. Таким образом, географическое названия «Шу» фигурирует в исторических источниках, начиная с 1253 года у Вильяма Рубрука, и до 1458 года, когда на берегах реки с эти названием образовалось Казахское ханство.
Соглашение хакана Шу с Александром Македонским
Одним из средневековых тюркских исследователей истории Шу является Махмуд Кашгари, автор труда «Диуани лугат ат-тюрк» (Словарь тюркских языков). Подчеркивая ценность этого сочинения, ученый-тюрколог Н.А.Баскаков назвал Махмуда Кашгари «пионером исследований тюркских языков», а А.Н.Самойлович – «Радловым ХІ века». Отец Махмуда Кашгари был выходцем из рода барасагандык, затем он переселился в городе Кашгар (Синьцзянь-уйгурский автономный район Китайской Народной Республики). Согласно исследований историков, Махмуд Кашгари родился в городе Баласагун в промежутке между 1029 и 1038 годами. Он принадлежал к роду Карахана, его отец Хусайн бин Мухаммад являлся внуком правителя Барсагана, завоевателя Мавераннахра эмира Богра-хана (Харун бин Сулеймана).
Как имя Махмуд Кашгари высоко ценится среди тюркологов, так и его труд «Диуани лугат ат-тюрк» является авторитетнейшим источником для исследователей тюркской словесности. Он был написан в эпоху государства Караханидов, или согласно утверждению самого ученого, в 1072-1074 годах. Нет нужды приводить имена всех ученых, которые изучали этот труд. Достаточно привести слова А.Н.Кононова, который говорил: «Основной целью написания того труда для Кашгари было поднятие престижа тюркского языка, подтверждение того, что он ни в чем не испугал по своему значению арабскому языку, поэтому «Диуани» нужно считать общим достоянием всех тюркских народов». Его краткий перевод на современный казахский язык осуществили ученые К.Бекетаев и А.Ибатов. Одним словом, этот труд Махмуда Кашгари имел широкое хождение в тюркском средневековом мире.
Махмуд Кашгари получал образование в городах в Баласагуне, Кашгаре, затем в городах Самарканде, Бухаре, Нишапуре, Мерве и Багдаде. Он побывал в Жетысу, Мавераннахре, Хорезме, двух Римских империях – везде, где проживали тюркские племена, изучая их быт, язык, устную и письменную литературу. В этой связи во вступительном слове «Диуани» он пишет: «Я побывал во всех частях созданного Всевышним цветущего государства тюрков, видел многие удивительные вещи. Создатель, дав ему имя тюрков, сделал этот народ красивым и сильным, дал ему власть над временем и выбрал из его среды хаканов нашей эпохи.
Поэтому я, будучи одаренным и способным, считающим себя мастером боя на копьях посетил города тюрков и их степи, где изучал язык туркменов, огузов, жигилов, ягма, кыргызов, их манеру разговора. Я познакомился с их языками, обычаями и традициями, упорядочил используемую ими письменность. И чтобы оставить результаты исследований в качестве литературно-художетсвенного наследия, я их собрал в книгу «Сборник тюркской словесности».
В главе «Места проживания, горы и реки тюркских народов» этой книги говорится: «Шу – город, расположенный недалеку от Баласагуна». Вместе с тем в главе «Тюркские народы и племена» сказано: «Туркмены – огузы. О том, как они получили это название, существует целая легенда», — далее автор рассказывает об исторических событиях, имеющих для нас исключительный интерес:
«Александр Македонский, выйдя из Самарканда и отправившись к тюркским городам, слышал, что у тюрков есть хакан по имени Шу, обладающий обширным владением. Он построил неподалеку от Баласагуна крепость Шу, которой сам и управлял. Каждый день перед этой крепостью в честь беков 360 раз звучал барабанный бой.
Обеспокоенные приближенные стали спрашивать: «Македонский близко. Будем ли мы воевать с ним? Каков будет ваш приказ?» К тому времени хакан Шу поставил возле реки Ходжент караул – отряд разведчиков из сорока тарханов – для того, чтобы тот заблаговременно предупредил о приближении Александра Македонского. Причем об этом никто, кроме самого хакана, не знал, поэтому он был совершенно спокоен.
У хакана был изготовленный из серебра бассейн. Отправлялась куда-либо, он всегда брал его с собой. Когда этот бассейн заполняли водой, в нем начинали плескаться гуси и утки. На вопрос: «Будем ли мы воевать с Македонским?» он указал на серебрянный бассейн и сказал: «Посмотрите, как красиво плещутся эти птицы!» Это и было ответом на вопрос, который заставил всех призадуматься. Вскоре Македонский перешел через реку. В ту же ночь разведчики сообщали об этом. Хакан, объявив тревогу, сразу же отправился в восточном направлении. Увидев это, народ впал в паническое состояние. Быстро собрав весь скот и имущество, не разбирая, где свое, а где чужое, люди поспешили вслед за хаканом. К утру достигли предгорий. В то время города Тараз, Исбиджаб, Баласагун еще не были построены и в тех суровых местах обитали кочевники...
Македонский был рад тому, что хакан Шу направился в сторону страны Чин. Когда хакан достиг мест проживания уйгуров, он направил навстречу Македонскому отряд разведчиков. Тот поступил аналогичным образом. Между двумя отрядами произошло сражение, в котором победителями оказались воины Македонского.
То сражение произошло в местности Алтунхан. Эти горы до сих пор носят указанное название. Там же хакан Шу и Александр заключили соглашение о перемирии. После этого начали строиться уйгурские города. После ухода Македонского вернулся в родные края и хакан Шу. Недалеко от Баласагуна он построил город, которому дал свое имя и стал жить мирной жизнью. С той поры в долину реки стали прилетать аисты. И эта мирная жизнь продолжается до сих пор...»
По поводу названий городов названий городов и других топонимов Махмуд Кашгари делает следующее пояснение: Талас, Тараз – это два известных города. Первый – Улуг Талас или Большой Талас, располагавшийся на границе мусульманских владений, а второй – Ками Талас или Малый Талас. Байза – второе название Сайрама. Алтунхан – гора в стране уйгуров. В ее предгорьях проживают кочевые тюркские народы. Именно в этой местности одержали победу воины Македонского, после чего было заключено перемирие между греческим царем и хаканом Шу. Чин – это Китай. Улуш – на языке жигилов означает «аул», «зимовка». Таков же и смысл слова «шахар», которое употребляли строители городов Баласагун и Аргу. Поэтому иногда город Баласагун называют Кузулушем. Канд – на языке огузов и соседних с ними тюркских народов означает также «аул», хотя большинство тюркских этносов употребляли слово «шахар». Например, Фергану называли Озкандом, что буквально переводится как «свой город». После того, как город Самизканд стал крупным центром, персы переименовали его в Самарканд. Уйгуры – название народа… Когда Александр Македонский вплотную подошел к уйгурским землям, тюркский хакан послал против него четырехтысячный отряд, у воинов которого заплечники шлемов развевались, словно крылья сокола-сапсана. К тому же эти воины могли посылать стрелы назад также метко, как и вперед. Удивленный увиденным, Македонский молвил: «Инан хузхуранд», что означало: «эти не пощадят никого». После этого та местность стала называться Хузхур. В последствии это слово трансформировалось в «уйгур». Города: Сулми, основанный Македонским… Аргу – между двумя горами. Города, расположенные между Таласом и Баласагуном также называются Аргу, потому что все они находятся между гор.
По прибытию Александра в местность Аргу пошел сильный ливень, который сделал степь непроходимой. Тогда Македонский воскликнул по-персидски: «Айн чекил аст – Какая слякоть!». Когда на этом месте воздвигли крепость, она получила название Чигил. После этого тюркское племя, проживавшее здесь, также стало называться Чигил...
Кем же был Александр Македонский, из уст которого сорвались эти слова, превратившиеся в топоним и название племени? Давайте остановимся на этом подробнее
Александр – царь Македонии (336-323 годы до н.э.), великий полководец. В Европе он известен под этим именем, а на Востоке его называли Искандером Двурогим. Этому человеку посвятил свою поэму «Ескендир» великий Абай, великий узбекский поэт Алишер навои написал поэму «Садди Искадрии!, таджикский поэт Фирдоуси в своей эпопее «Шахнаме» посвятил ему целую главу. А «Ескендирнаме» азербайджанского классика Ганжауи (1141-1209 г.г) стала дастаном в казахской степи. И в среде других народов сохранилось много легенд и сказаний об этом великом человеке.
Македония – государство, существовавшее 5-2 века назад на Балканском полуострове. При Филиппе ІІ (359-336 г.г. до н.э), там заканчивалось формирование монархии. Захватническую политику Филиппа ІІ продолжил его сын Александр Македонский. О его походе в Центральную Азию, о его жизни осталось много сказаний и легенд.
В истории Казахской ССР говорится: «В 30-х годах ІV века до нашей эры греко-македонцы под руководством царя Александра разгромили армию последнего Ахеменида Дария ІІІ Кодомана и вступили в Центральную Азию. Взяв Мараканд (Самарканд), они направились к реке Сырдарья.
Племена и народы Центральной Азии оказали им ожесточенное сопротивление, особенно отличились племена массагетов. Во время переправы через Сырдарью Александр Македонский был ранен сакской стрелой.
… Только после трех лет кровопролитной борьбы греко-македонцы смогли подчинить себе на время некоторые племена Центральной Азии. Проживающие возле реки Сырдарьи сакские племена сохранили свою независимость» (стр. 203). В книге «Древняя история Казахстана», изданной в 1987 году Синьцзяньскым народным издательством, говорится: «Сакские племена, оказав упорное сопротивление воинам Македонского, считавшимся «непобедимыми», нанесли им тяжелое поражение. В книге «Поход Александра» сказано, что: «В той войне саки смертельно ранили Македонского», хотя по другим историческим данным «Он умер после завоевания Центральной Азии и Индии по пути в Багдад».
Таким образом, какие из приведенных выше данных можно считать достоверными? Действительно ли великий полководец умер на берегах Сырдарьи?
Если опираться на сведения Махмуда Кашгари, поход Искандера Двурогого был по направлению от запада на восток. Его воины взяв Мараканд (Самарканд), форсировав Сырдарью, построили крепость Чигил возле города Тираз (Тараз), город Сулми в стране уйгуров, преследовали хакана Шу вдоль реки Ходжент, сразались с ним в местности Алтунхан и там же заключили затем перемирие. Возможно, что Македонский и был ранен на Сырдарье, но то, что он там и умер – факт не подтвержденный.
Правдивая легенда
Каков же итог из всего вышесказанного?
Во-первых, предание о хакане Шу – исторический факт, потому что именно Македонский во время своего похода в Центральную Азию заставил проживающие тогда на юге Казахстана сако-массагетские подняться на борьбу. Кроме того, дополнительные исторические сведения о тех землях, реках, городах и правителях представил Махмуд Кашгари. Достоверно и то, что: «После ухода Александра Македонского вернулся в родные края и хакан Шу. Добравшись до Баласагуна, он построил неподалеку от него город, которому дал свое имя, и зажил мирной жизнью». При жизни тюркский хакан Шу отличался умом, выдержанностью, ловкостью и смекалкой. Он был рослым, плечистым, зорким, с суровым выражением лица, носил длинные волосы, обладал мощным телосложением, а на его лице только пробивались усы и борода. Работник Шуского районного музея, скульптор Жумахан Шокаев воссоздал облик хакана Шу. На основе этого предания можно определить, каким был этот правитель при жизни. Поэтому, если исчислять от времени похода Александра Македонского, а именно с 336-323 годов до нашей эры, то есть все основания считать, что город Шу был основан около 2300 лет назад. Поэтому нельзя считать сегодняшний Шу молодым городом, так как он является законным наследником древнего города Шу, который по возрасту старше города Тараза.
Во-вторых; в то время река Шу носила названия Ходжент. В этой легенде говорится: «Построив возле Баласагуна крепость Шу, он сам стал им править». На этой территории больше нет таких полноводных рек, которые бы могли затруднить продвижение войск Александра Македонского. Учитывая то, что хакан Шу, отправившись на восток, не встретил никаких преград, нужно сказать, что древний город Шу находился на правом берегу реки Шу (нынешний город находится на левом берегу), то есть находился напротив города Баласагун. Значит река Ходжент в последствии была переименована в «Шу» в честь построившего город славного хакана. Теперь осталось лишь определить точное местонахождение древнего города Шу.
«… С установлением мирной жизни в долину этой реки стали прилетать аисты», — говорится в легенде. Действительно, аист – символ мира, птица абсолютно безвредная. И с ее появлением в этих местах поселились покой и благодать. Ее воды видели многих великих исторических лиц, на ее берегах возникла казахская государственность.
И теперь мы, наконец, вспомнили и о нашем великом предке – тюркском хакане по имени Шу, дух которого всегда находится на страже, оберегая от бед и горя нашу благословенную шускую землю.
Жахан ТАЙЖАНУЛЫ.

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!