Шу – колыбель казахской государственности

Тип статьи:
Авторская

Независимость позволила сохранить исторические и духовные ценности народа

В Шуском районе Жамбылской области находится знаменитое урочище Жайсан, сакральное для каждого казаха место, где молодые султаны Жанибек и Керей, объединив 550 лет назад разрозненные рода Семиречья и долины реки Шу, заложили фундамент нового государства.

Дыхание веков– Жайсан находится в числе уникальных мест Казахстана, достойных того, чтобы привлечь внимание туристов всего мира, – рассказал директор государственного историко-культурного заповедника-музея «Памятники древнего Тараза» Такен Молдакынов. – Жамбылская земля в междуречье Шу и Таласа является кладезем исторических мест и событий. Именно здесь начиналась 550-летняя история Казахского ханства. Об этом мы можем прочитать в трилогии Ильяса Есенберлина «Кочевники». И независимость Казахстана позволила сохранить исторические и духовные ценности нашего народа. В 1992 году в Казахстане принят Закон «Об охране и использовании историко-культурного наследия», благодаря которому открывались историко-культурные заповедники-музеи, осуществлялся государственный учет памятников, велась их реставрация, продолжались археологические работы.

По словам историка, из письменных источников известно, что казахская государственность зародилась в XV веке, когда самого слова «казах» в обиходе еще не существовало. Есть разные версии этимологического происхождения этого слова («бродить, кочевать, перемещаться на большие расстояния», «свободный человек», «кочевник»), но в одном мнении исследователи сходятся: слово имеет тюркское происхождение.

Откочевав от Абулхаира, султаны Жанибек и Керей обосновались в Западном Жетысу. У правителя Могулистана Есен-Буга, занятого борьбой со своим братом Юнусом и пытавшегося сохранить разваливавшееся государство, не было сил остановить сторонников Жанибека и Керея, и он вынужден был предоставить им территорию в долине реки Шу. Кочевники, поселившиеся в Жетысу, получили прозвище «казак», которое впоследствии распространилось на всех подданных Жанибека и Керея и постепенно превратилось в этноним. Племена, ушедшие вместе с султанами в Могулистан, получили название «казахи», а новообразованное ханство стало называться Казахским. С этого момента значение слова «казах» начинает изменяться, говорит Т. Молдакынов, трансформируясь из социального термина в политический, обозначая подданных Казахского ханства.В 60 – 70-х годах XV века появились три новых государства, населенных казахами. Степи от Едиля до Нуры и Есиля, Приаралья и Мангистау занимало Мангытское государство, населенное родами мангыт, алшын, тама, керей, найман, кыпшак. Территории севернее Нуры, долины Тобола, Есиля и Ертыса входили в состав Сибирского ханства (кереи, найманы, уаки и кыпчаки). Жетысу, долины Сырдарьи и Сарысу составляли территорию Казахского ханства, населенного аргынами, дулатами, канглы и жалаирами.

В начале XVI века при Касымхане Казахское ханство укрепилось, в его состав вошли сырдарьинские города Туркестан, Отрар, Сайрам, Сауран, Сыгнак, Сузак, Чимкент. Казахстан стал широко известен в Азии и Европе. Казахское ханство существовало вплоть до 1716 года, когда умер последний хан всех казахов Таукехан и власть перешла в руки многочисленных степных ханов, каждый из которых возглавлял лишь отдельные группы казахов и территорий. Начался процесс дезинтеграции и упадка, завершившийся вхождением страны в состав Российской империи.

На территории Шуского района сегодня известны 68 памятников археологии и 18 памятников истории. К эпохе бронзы относятся три памятника археологии, а также пять участков наскальных изображений со сценами охоты, изображениями диких животных и солярными знаками.

Много здесь и сакских курганов и могильников раннего железного века, сосредоточенных в предгорьях Киндиктаса и Айтау. Вдоль Шуской долины расположены городища средневекового периода Актобе, Степнинское, Аксутобе, Октябрь, Тастумсык и другие.

Одним из наиболее значимых объектов исследований ученых стал культово-мемориальный комплекс средневековых тюрков «Святилище Жайсан». Хорошо сохранившиеся с древних времен ритуальные конструкции с каменными статуями находятся между небольшими речками Теректы и Шатырколь. 35 каменных изваяний датируются V – VIII веками нашей эры.

– Каменные изваяния – мужские и женские – с сосудами в руках на уровне живота, установлены на курганах, – рассказывает Т. Молдакынов. – Они были предназначены для проведения ритуалов поклонения высшим божествам тюркского пантеона – Тенгри (небу), Жер-су (земле-воде), Умай (женскому божеству, покровительнице домашнего очага), а также их земным воплощениям – обожествленным предкам.

Скульптуры, установленные с восточной стороны оград в святилище Жайсан, изображают преимущественно мужчин и лишь изредка женщин и предназначены для поклонения и возвеличивания предков по отцовской линии. Святилище имеет поминальный характер, здесь также находятся курган и ритуальное сооружение с каменным изваянием, на голове которого убор, увенчанный тремя выступами, похожими на рога. Корни такой изобразительной традиции уходят в эпоху бронзы.

Во время раскопок оград святилища Жайсан были обнаружены железные наконечники стрел, которые по одному находились в центре сооружений. То, что они выявлены в ритуальных конструкциях, одна из которых была в честь женщины (так как перед ней стояло женское изваяние), позволяет предположить, что женщина и наконечник стрелы были одним из символов идеологического комплекса.Французский исследователь Шаванн сумел перевести древнекитайские письменные источники, повествующие об этих находках: «Эти земли были в составе правого крыла Западного Тюркского каганата, называющегося он-шадапыт, – писал он. – Оно входило в союз племен десяти стрел (он ок будун), считавшийся „самым сильным“. В рунических письменах на стелах Бильге-кагана и Тоньюкука упоминается страна Он. Когда-то ее населяли кочевники из конфедерации племен дулу и нушиби. Держатель каждой стрелы являлся вождем одного племени. Здесь их было десять – по пять в западном и восточном крыльях. Позднее их сменили тюргеши, одно из племен десятистрельного народа».

«Землей исцеления» называют жайсанское святилище. Сюда прибывали еще в древние времена, чтобы прикоснуться к святой земле и водному источнику для исцеления от недугов и дарования потомства. От древних предков идет традиционный ритуал – посещение священных мест (аулие жер). Эту землю тюрки Жетысу сделали местом поклонения и проведения церемоний, обрядовых действий и ритуалов, связанных с различными социально значимыми событиями народа.

… А память священнаНаряду с историко-археологическими Шуский район богат значимыми и оригинальными памятниками современности. Среди них числятся Тасоткельская плотина как памятник производственной деятельности, а также монументы, связанные с именами выдающихся деятелей культуры, посвященные военной истории.В этом году в честь 70-летия Великой Победы в Шу открыли мемориальный комплекс воинам Великой Отечественной войны, где вписаны имена более десяти тысяч шусцев-фронтовиков.В селе Толе би установлен памятник уникальному силачу, разносторонне одаренному человеку Балуану Шолаку.В 2010 году отметили 80-летие Шуского района и 50-летие города Шу. В честь этих дат, учитывая большие заслуги железнодорожников в развитии региона, в юго-восточной части города, близ республиканской автотрассы, на постамент водрузили настоящий паровоз.Единственный в Казахстане памятник музыкальному произведению – кюю – установлен также в городе Шу. Изображением стройной девушки в национальном костюме с разлетающимися вокруг нее птицами скульптор выразил любовь шусцев к вошедшему в золотой фонд казахской музыкальной культуры кюю «Ерке сылкым». Автор кюя – уроженец аула Жамбыл Шуского района композитор Абдимомын Желдибаев.

Галина СКРИПНИК

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!